Защитная магия

обереги, талисманы и амулеты

Главная

Обереги

Славянские обереги

Талисманы

Амулеты

Обручальные кольца, четки и подарки

Виды негативного воздействия

Защита от негативной энергии

Способы накопления энергии

Славянские женские обереги

Древние славяне были очень искусны в изготовлении различных украшений, которые тоже имели сакральные знаки и служили отнюдь не «предметом роскоши», а в первую очередь были оберегами.

Интересно отметить, что мужчины носили не так много оберегов, как женщины, которым как продолжательницам рода требовалась наибольшая защита.

Сейчас мы и обсудим многочисленные славянские женские обереги.

Подвески. Многие женские украшения защищали звоном или шумом, шукаясь друг о друга: позванивая при ходьбе, они отгоняли от женщины злые силы.

Таковы, например, многочисленные бубенчики и зооморфные подвески, которые очень часто встречаются на русском Севере, — кони, петухи, лягушачьи и утиные лапки.

Лягушка — нередкий персонаж русских сказок, который символизирует защитную силу природы, магическую «оборачиваемость» в колдовских обрядах. Любили подвески в виде утиных лапок, символизировавших берегинь — дев водных источников. В одежде старались использовать красный цвет, который символически защищал от темных сил. Поэтому в волосы вплетали алые ленты, вышивали алы­ми нитками, носили алые платья. В древнерусской одежде много алого — охранного цвета, много белого — священного цвета чистоты, а также зеленого (особенно в мужской одежде) — символа защиты от враждебных сил окружающей среды.

Одним из атрибутов женской защитной магии являются подвески-обереги, которые прикрепляли на цепочках к бляхе, часто сделанной в виде одного или двух солнечных коньков или утко-коня, очень интересного символа. Уточка является символом Рода, создателя Земли, а конек — один из сильнейших славянских оберегов, символ добра и счастья. Такие подвески носили на поясе, на шее как ожерелье, у плеча или соединяли с головным убором.          

Известные славянские головные уборы у женщин были с птичьей символикой или лунными знаками (рогатые кики). «Кика» означает «утка», а пресловутый кокошник — это «петушник» (кокош — петух). Девушки не носили головных уборов, их заменяла лента-очелье, сделанная из тонкого металла, к которой тоже могли прикрепляться подвески. Подвески, которые прикрепляли к головному убору, называли ряснами — это вертикальные полосы, идущие от кокошника вниз (до груди или даже до пояса). Часто металлические рясны изображали птиц, а в бисерные рясны вплетали «пушки», сделанные из настоящего лебяжьего или гусиного пуха. Рясны собирались из 10-12 бляшек, на которые наносился узор так, что он мог читаться только в вертикальном положении, то есть надеть рясны как ожерелье было нельзя: символы теряли опору. На одних лентах-ряснах изображали крохотные росточки, на других — опыление растений или крест. Некоторые рясны имели выпуклость на каждой бляшке, отчего создавалось впечатление, что с головы девушки стекают дождевые струи.

В подвески нередко вплетали крохотные ложечки — символ богатства и достатка в доме. В некоторые подвесочные комплексы включали маленький ключик, отпирающий сокровища. Некоторые ключики имели размер 5-8 см, так что они могли служить настоящими ключами, отпирающими сокровища невесты, входящей в чужую семью.

Серьги или подвески с крохотными ножами считались символом урожая, плодовитости. А маленький пестик от ступы служил символом мужского начала и плодовитости. Стилизованное же изображение небольших челюстей было женским оберегом и должно было защищать от нападения диких зверей в лесу. Но кроме положительного смысла — благополучие, плодовитость — все изображения ножей, топориков, секир и прочих миниатюрных острых, режущих инструментов были для всякой нечисти сигналом того, что человек находится под защитой богов и его трогать небезопасно.

Другим защитным женским оберегом был гребень. Гребни использовали и для домашних магических обрядов: например, расчесывали волосы больному человеку на излечение и закидывали потом на неделю на священное дерево (обычно — на грушу). Эти магические гребни в основном были семилучевыми, потому что число 7 является священным магическим числом (во всех магических традициях, а не только у славян), дающим защиту от болезней, старости и дурного глаза.

Иногда в женские волосы вплетали и миниатюрные гребни, обычно украшенные двумя головами коней или птиц. Это был символ здоровья и чистоты. На всех гребнях-оберегах присутствовал еще и знак воды. А символом семьи были птицы или рыбы. Причем птиц часто изображали высиживающими птенцов.

Женские украшения-обереги чаще всего делали из мягких желтых (то есть солнечных) металлов: если позволяли средства — из золота, а в более бедных семьях — из меди. А для защиты от нечистой силы нередко использовали серебро.

Височные кольца — колты. К головным уборам соединялись височные кольца-колты, имевшие либо округлую, либо спиралевидную форму. В зависимости от достатка и положения женщины в семье носили одно или несколько височных колец, украшенных обережными знаками. У каждого славянского племени были кольца одного типа. У вятичей, например, колты изготовлялись либо в виде петушиного гребешка, либо в виде сияющего солнца — как правило, с семью лучами. В раскопках до сих пор нередко находят колты с руническим письмом или обережным орнаментом — русалками и грифонами. Часто к головному убору женщин сзади подвешивалась серебряная или золотая сетка, защищавшая плечи и спину, — оберег от сглаза и порчи.

Лунницы. Кроме колтов женщины на Руси носили еще и ожерелья — шейные и грудные гривны, украшенные рядом шумящих подвесок, — и лунницы. Лунницы (от слова «луна») должны были защищать женщин от злых ночных духов и навьей силы по ночам, они были посвящены ночному светилу — Луне. Этот оберег носили только женщины, поскольку Луна всегда была женской планетой, и женщины гораздо более чувствительны к различным проявлениям потусторонних сил, чем мужчины, особенно к влиянию Луны.

Лунницы делали из серебра (это металл Луны) либо круглыми, либо рогатыми (как месяц) и включали в состав обережного ожерелья.

Подвески на ожерельях были обычно круглые, из золотистого металла, украшенные орнаментом, а между металлическими частями ожерелья шли ряды бусин из стекла или красивых природных камней. В более позднее время стали делать подвески из монеток (мониста). Богатые женщины носили ожерелья, выполненные в технике перегородчатой эмали. Часто женские обереги славян помещались на груди, точно у сердца, или у пояса (защищая солнечное сплетение.

Смотрите также другие интересные статьи:

Обереги из ниток

Браслеты обереги

Материалы для оберегов